Стать автором

Блог компании WEI Group об управлении и организационном развитии

Стратегия – проще, чем кажется

Стратегия важна для компании и ее сотрудников тем, что помогает развиваться в нужном направлении. Это некий план, вмещающий в себя Ваши цели, амбиции и возможности. Многим кажется, что стратегия – это описание наилучшего или единственно возможного варианта будущего компании. Поэтому к стратегическому планированию могут относиться излишне трепетно.

Мы же считаем, что стратегия – это инструмент, а не эталон, к которому нужно стремиться. Такой инструмент может приносить пользу компании на ежедневной основе и не ограничивать в действиях. Мы расскажем, как составить удобную, гибкую и детальную стратегию и покажем на примерах, что это не так сложно, как может показаться.

Какой должна быть стратегия

Многие представляют себе стратегию как объемный, строгий, но не очень понятный документ, который хранится либо в столе топ-менеджера, либо где-то за стеклом в самом красивом конференц-зале офиса. И никто не в праве менять стратегию или отклоняться от нее хотя бы на миллиметр.

На самом деле, вот такая стратегия только тормозит работу. Хотя бы потому, что ею неудобно пользоваться. Написанное сложно понять и даже запомнить. Со временем документ теряет актуальность и становится просто набором букв. А иногда он не актуален сразу… Еще такая стратегия загоняет Вас и Ваших коллег в жесткие рамки. В них Вы либо отказываетесь от незапланированных, хотя и привлекательных возможностей, либо перестаете опираться на стратегию совсем.

Вместо номинального или жестко ограничивающего документа можно составить понятный, удобный и полезный.
Стратегия, составленная компактно, ясно и без воды, принесет гораздо больше пользы. Четкая структура и емкие тезисы сделают ее удобной – можно легко найти нужную информацию, текст понятен и трактуется однозначно.

Ориентация на практику и реалистичность сделают стратегию отличным инструментом для бизнеса. В грамотно составленном документе есть все функции компании, краткосрочные и долгосрочные приоритеты, карта внедрения. Каждый конкретный сотрудник после прочтения стратегии понимает, какова его роль в достижении цели.

Еще одно качество хорошей стратегии – это гибкость. Стоит регулярно сверяться с ней, подвергать сомнению ее тезисы и редактировать их в соответствии с происходящим. Стратегия должна быть гипотезой, а не жесткой планкой.

Но если Вы хотите составить стратегию потому, что «все продвинутые так делают», то лучше поискать другую мотивацию. Вы не станете продвинутыми таким способом. Стратегия нужна Вам для развития компании и достижения конкретных целей, а не для галочки.

Можно ли составить стратегию самостоятельно

В бизнесе существует еще один стереотип о стратегии. Считается, что это настолько важное и сложное планирование, что доверять его нужно столько специальным людям и за большие деньги.

Это не так. Стратегию можно составить вместе со своей командой. Более того – Вам и Вашей команде нужно участвовать в разработке стратегии. Представьте, что будет, если Вы закажете ее у сторонних консультантов, заплатите им, а результат полностью или по больше части не будет биться с Вашими личными представлениями о будущем компании. Сколько работы будет сделано впустую.

Еще одна причина, по которой нужно привлечь к работе команду – стратегия не должна быть единоличным творчеством лидера и собственника бизнеса. Так Вы можете упустить важные детали, о которых Ваши управленцы осведомлены лучше Вас. А еще они могут прохладно отнестись к цели, спущенной сверху, и не уделять ей достаточно сил и внимания.

Над стратегией должны размышлять все ТОПы функциональных направлений Вашей компании. Так не бывает, что одной части компании нужно что-то делать, чтобы реализовать стратегию, а другой — не нужно. Каждый участник разработки должен понять и принять стратегическую цель. Вы должны сообща определить все качественные и количественные составляющие этой цели. Каждый из команды управленцев должен предложить план действий по своему функциональному направлению. После планы нужно согласовать между собой.

Таким образом, стратегия становится результатом совместной работы Вас и Ваших функциональных руководителей, она синхронизирована, согласована по всем ключевым пунктам. Если Ваши руководители активно участвуют в разработке и будущей реализации стратегии, вероятность достичь поставленной цели существенно повышается. Ваши коллеги станут проводниками изменений.

Как составить стратегию

Давайте рассмотрим, что нужно сделать, если Вы решили составить стратегию своими силами.

Сперва нужно подготовиться. Перед тем, как обсуждать и даже обдумывать стратегию, лично убедитесь в следующем:
• Вы достоверно знаете, понимаете и принимаете текущую действительность компании со всеми её сильными и слабыми сторонами. Здесь не лишним будет предварительно провести скрининг компании. Например, скрининг через команду – можете посмотреть здесь, как его делать.
• Вы знаете ситуацию на рынке, основные тренды.
• Вы понимаете куда и зачем вы ведёте компанию. Не консультанты и советники, а лично Вы.
• Вы, как собственник и/или руководитель понимаете, зачем лично вам нужно туда дойти.
• Цель совпадает с Вашим личным видением. Если стратегия и Ваше представление о будущем компании будут расходиться, Вы рискуете первым потерять мотивацию и интерес.
• Цель адекватна. Ваши ожидания не должны быть завышены. Нереалистичная и недостижимая цель быстро оттолкнет Вашу команду.

Здесь Вам помогут техники, о которых мы писали в нашем блоге:
Техника «Видение» направлена на детальную проработку ваших потребностей и системы ценностей. Она поможет сформулировать, к чему стремитесь Вы лично. Эти стремления влияют непосредственно на развитие Вашего дела.
Чекап цели поможет Вам разложить цель на составляющие и проверить, есть ли у нее слабые или непроработанные места в плане ресурсов, мотивации, метрик и прочего.

Далее можно заняться собственно стратегией. Вот пара рекомендаций для этого этапа работы:
• Если Вы впервые решились на стратегию, то лучше взять горизонт планирования не больше 5 лет. Даже 1-2 года будет оптимальным сроком. За это время Вы сможете проверить жизнеспособность стратегии и научиться планировать на более долгий срок. К тому же, Вы можете ошарашить команду, если вдруг начнете сразу с наполеоновских планов. Команда просто Вам не поверит и не станет воспринимать эти планы всерьез.
• Не перегружайте и не усложняйте документ заумным формальным текстом. Используйте инфографику, списки, тезисы. Стратегия должна быть похожа на карту, в которой есть условные обозначения, маршрут, способы передвижения. Расписывать подробно нужно только некоторые вещи. Например, ответ на вопрос «Зачем нам всем это надо?»

Также мы составили для вас необходимый минимум пунктов стратегии:
• Качественные и количественные цели, детализированные по годам.
• Визия по ключевым элементам: управление/компания, команда, клиенты, производство [продукта].
• Бизнес-модель (кратко, емко, тезисно) + проверка бизнес-модели на риски.
• Ценностное предложение компании на период стратегии.
• Цепочка создания ценности – как мы будем создавать ценностное предложение, которое купит у нас клиент в целевом объеме продаж.
• Стратегические и тактические приоритеты.
• Более детальные тезисы (подцели и способы достижения) по основным функциям: управление, производство продукта, маркетинг, HR, финансы, другие сервисные функции (при необходимости).
• Дорожная карта внедрения стратегии – на весь период стратеги и на ближайший год (обязательно).

Пример удачной стратегии

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому мы принесли Вам пример. Это реальная стратегия, которую мы делали для нашего клиента. Он разрешил нам поделиться обезличенными документами.

Клиент – молодая быстрорастущая компания. Ее специализация – инжиниринг, ИТ-разработки, поставки оборудования. Цель стратегии – определить вектор и способ движения для достижения желаемой выручки компании и перейти в разряд крупных компаний. Задача – не просто достичь, но и удержать результат.

Стратегия Компании

Также у нас есть пример дорожных карт – на один год и на пять лет для этой стратегии.

В заключение

Стратегия не должна быть почтенным талмудом, номинальной бумажкой или объектом всеобщего поклонения. Так она попросту не будет работать. Чем проще и понятнее составлена стратегия, тем больше пользы она несет Вам и Вашей компании. Такой действенный инструмент для бизнеса можно создать самому, опираясь на реальную ситуацию, особенности компании, свои цели и видение.

Анна Боровая
Анна Боровая
Бизнес-трекер, сертифицированный ФРИИ, 1000+ часов личной трекерской практики, маркетолог-стратег с опытом более 22 лет, международная ЕМС степень в маркетинге, спикер ОЭЗ Иннополис, СПБГЭУ, Мой Бизнес, старший трекер Агентства Инноваций Москвы. Профайлер-верификатор. За счет маркетинга повысила выручку компаниям на 340+ млн. руб.

Материалы по теме

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя

Подписаться на рассылку

Свежие материалы