Представьте себе – Вы потратили много времени и сил на создание стратегии, вложили в нее душу и Вам не терпится приступить к ее воплощению. Вам кажется, что команда обязательно проникнется Вашими целями, почувствует сопричастность и азарт. К сожалению, этого может не случиться, если рассказать об этих целях невнятно, монотонно и не стремясь к контакту с аудиторией.
Коллегам на самом деле важно понимать Ваши намерения и чувствовать себя причастными к будущему и настоящему компании. Неправильно сделанная презентация даже самой хорошей и созданной по всем правилам стратегии вызовет у Вашей команды только скуку и недопонимание, а это не самый лучший рабочий настрой.
В этой статье мы расскажем, как подготовить эффектный и сутевый рассказ о своей стратегии.
Почему важно и нужно рассказывать о стратегии команде
Как правило, руководители и собственники понимают, что рассказывать команде о целях и планах развития компании необходимо. С другой стороны, необходимость такой презентации означает, что команда не принимала участи в разработке стратегии. В этом случае у нее, скорее всего, вовлечение, принятие и мотивация находятся на низком уровне. Такой подход к стратегии – это, скорее, не про «куда мы идем, зачем нам туда, почему нам всем будет выгодно туда прийти», а про «партия приказала – надо делать».
Этот подход бывает оправдан. Когда компания молодая и активно растет, руководители формулируют стратегию сами или в узком кругу доверенных лиц. На этом этапе компания еще формирует свою бизнес-модель, с которой потом пойдет в масштабирование. Всеобщее участие в создании стратегии может расфокусировать команду и руководителей, дестабилизировать бизнес-модель, которая еще окончательно не принята рынком.
Если стратегию «спускают сверху» в более зрелых компаниях, это чаще всего означает, что руководитель не доверяет своей команде и не хочет подпускать ее к созданию стратегии. Но может быть и другая причина.
В любом случае, о стратегии нужно рассказать команде так, чтобы она поняла ее и захотела идти в выбранном направлении. Именно поэтому нужно тщательно подготовиться к презентации и эффектно преподнести стратегию. Если этого не сделать и не пробудить у команды интерес, команду придется к этим целям тащить. А это как минимум трудозатратно.
Очень важную роль играет мотивация самого лидера. Ему нужно верить в то, что он предлагает команде, и искренне стремиться к намеченной цели. Тогда даже «не публичный» руководитель сможет с искрой рассказать о том, что он задумал, и увлечь за собой команду. Ну, и связь с реальностью не теряйте, чтобы вас не засмеяли в зале. Кстати, реалистичность, соответствие ценностям и другие параметры цели можно проверить с помощью чекапа – мы писали об этом в нашей статье.
Еще одна причина уделить внимание презентации – с ее помощью можно показать, что компания умеет планировать, прогнозировать и намерена расти. Для команды это будет положительным моментом. Они увидят, что работают на перспективный и надежны бизнес, который не живет сегодняшним днем, а заботится о будущем.
Резюмируем:
Спикеру нужно заинтересовать, вовлечь и замотивировать, чтобы максимально эффективно использовать все ресурсы для достижения цели. Также нужно повысить привлекательность компании в глазах сотрудников — этот пункт отлично вписывается в предыдущие три.
Формат презентации – какой выбрать
Наилучший формат – это привлекательная, емкая, краткая и сутевая презентация в виде слайдов + устное выступление руководителя/руководителей перед сотрудниками. Выступление может быть онлайн, оффлайн и в записи. Но записи лучше избегать – так сотрудники не смогут задать вопросы сразу же. Конечно, можно что-то спросить после просмотра записи, но в этом как будто нет смысла – все уже решено, директива спущена и принята к исполнению.
Очень важно, чтобы о стратегии рассказывал именно лидер компании. Если это будет кто-то другой, стратегия будет восприниматься как что-то чужеродное, а лидер – как номинальное лицо без авторитета. Если лидер компании и правда не может по каким-то причинам рассказать о стратегии, лучше не рассказывать вовсе.
Тем не менее, такие презентации «из третьих рук» случаются часто. Это бывает в случае, если к формированию стратегии привлекались внешние консультанты. Чаще всего они же и презентуют стратегию, а руководитель слушает наравне с остальными. Не удивительно, что потом такие стратегии остаются номинальным текстом из области фантастики.
Теперь поговорим о подаче. Специалисты по публичным выступлениям рекомендуют волнообразую эмоциональную подачу. Выступающий постепенно стимулирует интерес аудитории, потом отпускает напряжение, разбавляет свое выступление интерактивом, потом снова стимулирует интерес. Аудитории важно взаимодействовать с выступающим, испытывать заинтересованность и периодически отдыхать – так информация усваивается лучше. К тому же, так люди активнее вовлекаются эмоционально, у каждого слушателя появляется связь с остальной аудиторией и спикером. Слушатели запоминают не только факты, но и свои ощущения от презентации, так что лучше этим ощущениям быть позитивными.
Резюмируем:
По стратегии заранее готовится сокращенная, емкая, красивая презентация, которая сопровождает речь лидера на очной встрече с командой. Речь должна вызывать интерес и эмоции, но давать слушателю передышку.
Структура презентации – наш опыт
Если говорить о структуре, то мы имели дело с множеством вариантов, но «скелет» у них похожий (для разных команд могут варьироваться некоторые разделы).
Пример № 1 (производственная компания, реальный сектор):
1. Текущая ситуация.
2. В чем мы сильны и чего нам не хватает.
3. Что нам необходимо.
4. Какая у нас большая и значимая цель.
5. Почему именно эта цель.
6. Что будет, когда мы достигнем цели (в зависимости от амбиций и планов, а также особенностей команды можно раскрыть на уровне команды, компании, клиентов, города, отрасли, страны).
7. Как выглядит стратегия в конкретных бизнес-целях (по функциям, направлениям).
8. Дорожная карта реализации стратегии на всю стратегию, иначе никто не поверит, что вы точно знаете как туда прийти.
9. Что есть сейчас и что делаем дальше, как организуем.
10. Какие подцели приоритетны.
11. Что будем делать в первый год (более конкретная дорожная карта на 1 год).
12. Сверка ценностей.
13. Ваши вопросы.
Пример № 2 (технологичная компания, ИТ сектор):
1. Какую работу мы провели перед этой встречей (здесь речь о том, как много было сделано, чтобы сформировать стратегию и иметь возможность о ней рассказать – это про подготовительную работу, исследования, коммуникацию с командой, изучение рынков и трендов и т.д.).
2. Какие у нас есть результаты на данный момент и почему мы молодцы.
3. Проекты/клиенты, которыми мы гордимся.
4. Какой у нас рынок и почему у нас еще есть большой потенциал для развития и роста.
5. Какая наша цель (количественная).
6. Какую компанию мы строим (качественная цель).
7. Как мы достигнем заявленных больших целей.
8. Ценности, которые мы хотим предложить рынку и как их зашить в деятельность компании (бизнес-модель и цепочка создания ценности кратко).
9. Ценностное предложение для рынка.
10. Суть нашей стратегии.
11. Наши ожидания от команды.
12. Корпоративная культура, которую мы будем строить.
13. Модель управления и организационный дизайн компании (кратко, в инфографике).
14. Тактические и стратегические приоритеты.
15. Дорожная карта на всю стратегию и на первый год.
16. Мотивационный слайд, который объединит команду и подчеркнет необходимость двигаться вместе.
17. Вопросы и общение с аудиторией.
Предлагаем Вам посмотреть пример оформления презентации с представлением стратегии. Это один из возможных вариантов.
Самые частые ошибки
Давайте резюмируем и соберем список самых частых ошибок, которые лидеры совершают, презентуя стратегию своим сотрудникам. Если Вы тоже собираетесь рассказывать коллегам о стратегии, можете использовать этот список как чеклист.
Итак, ошибки:
1. О стратегии рассказывает НЕ лидер компании.
2. О стратегии рассказывает лидер, но он опосредованно участвовал в ее создании (например, стратегию формировали консультанты). Т.е. «не прожил», а значит «не горит» идеями, которые презентует.
3. В тексте презентации много воды, общих слов, абстрактных понятий.
4. Нет дорожной карты, не описан конкретный способ достижения целей.
5. Слишком затянутая подача. 1,5 часа — это максимум, причем с перерывом посередине.
6. Монотонная подача без интерактива и обратной связи (возможности задать вопросы). Только рассказывает «в зал».
7. Не сказано о текущих заслугах команды и компании.
8. Отсутствие внятного объяснения зачем это надо команде (только рост прибыли компании и ее собственников не может быть мотивирующей целью для команды).
9. Отсутствует сверка по ценностям компании и команды.
Обязательно дайте слушателям возможность после презентации ознакомиться с документами (презентацией и более детальной стратегией), задать вопросы, получить ответы. Это даст людям эффект «пробного проживания» этой стратегии, а значит, они уже сделают первое «ага» действие в пользу предложенного пути или поймут, что не могут и не готовы идти с вами дальше. Может случиться так, что после презентации стратегии некоторые сотрудники решат уволиться. Это тоже неплохой исход – Вы мирно и своевременно расстанетесь с сотрудниками, с которыми Вы друг другу не подходите.
Случается и другая ситуация – стратегия не зашла примерно всем, хотя лидер искренне в нее верит, сверился с реальностью и отлично провел презентацию. Так бывает, когда лидер команды совершил резкий рывок развития и теперь ставит перед собой более амбициозные цели. Команда же отстает от лидера, эти цели кажутся ей чем-то запредельным. В этом случае бывает необходимо заменить команду.
Подытожим
От качества презентации и Вашего личного в ней участия зависит очень много. «У нас такая классная цель, достаточно прочесть о ней в рассылке, чтобы проникнуться,» – так стратегия работать не будет. Классная цель должна быть классно представлена. Вам, как руководителю, важно быть вовлеченным в это и транслировать цели и ценности из первых рук и качественно. Стоит подумать и о структуре презентации и предоставить аудитории максимально полную и понятную картину. Также необходимо общаться с аудиторией, отвечать на вопросы и быть открытым.
Самое главное – необходимо держать фокус на своей команде. Уделяя внимание не только самой стратегии, но и людям, которые помогут Вам воплотить ее в жизнь, Вы заручаетесь поддержкой своего коллектива и становитесь на шаг ближе к поставленным целям. У Ицхака Адизеса есть примеры очень успешных компаний с огромными командами, где каждый понимает смысл своей работы и делает вклад в общую миссию, а не просто получает зарплату. У их руководителей, конечно же, есть свой секрет – они знают о личных целях своих сотрудников и умеют с ними работать. Как? Мы обязательно об этом напишем – следите за нашими публикациями.