Стать автором

Блог компании WEI Group об управлении и организационном развитии

Зачем управленцу бизнес-трекер

«Теперь мне есть с кем разделить заботы о моем бизнесе», «Теперь мне есть об кого подумать», «Теперь мне видна ситуация в бизнесе с разных сторон», «Теперь я вижу оптимальный путь достижения целей и реализации задач по бизнесу», «Мы добежали быстрее, чем планировали», «А вот это оказалось неожиданное решение» — примерно такие высказывания звучат от предпринимателей, которые какое-то время поработали с трекером.

Много статей уже написано, много разговоров ходит вокруг относительно новой профессии «бизнес- трекер». Я давно хотела высказать свою точку зрения и взгляд на эту профессию, так как сама являюсь бизнес-трекером. И очень надеюсь, что у меня получится объективная статья.

Сама профессия родилась в России на базе различных методик и подходов в которых смешался и наш, и зарубежный опыт.

Трекер — это безусловно помогающая профессия, которая носит очень практический, прикладной характер.

Трекер — это не коуч, не наставник, не бизнес-тренер. Хотя некоторые методики из других помогающих профессий, в т. ч. из коучинга, он определенно использует. Ведь трекер работает с людьми. Что обуславливает необходимость для трекера эффективно выстраивать коммуникацию и глубоко понимать своих клиентов. Хотя, это не помешало бы и очень многим другим профессиям.

Итак, как уже написала выше, задача трекера очень практическая — в тесном взаимодействии с управленцем бизнеса помочь раскопать причины почему не получается растить продажи или достигать целей (например, планировали вырасти в три раза за этот год, но пока идем с сильным отставанием, растем только х 1,5 и т. д.).

Впрочем, трекер помогает решать не только задачи, связанные с ростом выручки, но и любые другие задачи повышения эффективности бизнеса в части производства, маркетинга, управления, задачи по оптимизации и т. д.

Нет предела совершенствованию и повышении эффективности бизнеса, поэтому у трекеров всегда есть работа.

В глобальном смысле трекер помогает собственнику и/или управленцу удерживать компанию в состоянии расцвета, если оперировать терминологией Адзизеса из жизненного цикла компаний.

Сам термин «трекер» — очень четко отражает суть деятельности этого специалиста — отслеживающий движение по пути.

И здесь главное не попасть в ловушку смыслов — трекер не выдает управленцу готовый путь как добежать до цели. Трекер обеспечивает непрерывный процесс формирования пути по наиболее оптимальной траектории и с учетом максимально эффективного использования ресурсов бизнеса и управленца.

В этом трекеру помогают базовые методики диагностики ограничений, в т. ч. с использованием ТОС (теории ограничения систем), проблематизации, формирования гипотез преодоления ограничений для обеспечения наиболее быстрого достижения целей (HADI-циклы). В арсенале трекера еще очень большой набор инструментов, но базовые именно эти. Трекер может отгружать необходимые инструменты и методики управленцу и его команде, но только, если на это есть запрос с их стороны.

Профессионализм и эффективность трекера тем выше, чем выше его насмотренность, умение воздержаться от советов и наставлений и обеспечить процесс генерации гипотез на стороне клиента, умение быть беспристрастным и объективным, и честным с точки зрения обратной связи клиенту. Одним из очень важных навыков трекера является умение удерживать фокус управленца на выбранной стратегии.

Если вернуться немного обратно, к ограничениям, о которых я писала выше, то здесь трекер и управленец сталкиваются как с ограничениями, связанными с операционной деятельностью, так и с пресуппозициями управленца. Или иными словами с теми смыслами и установками, которые управленец вкладывает в различные понятия, связанные с его бизнес-деятельностью.

Например, управленец говорит: «Мы против борьбы менедежеров между собой за лучший результат по продажам. Нам ближе стратегия эффективного сотрудничества и взаимопомощи». И здесь возникает вопрос, почему для управленца борьба — это что-то негативное? Борьба может быть вполне дружественным соревнованием. Задача трекера будет не переубеждать управленца в том, что борьба — это плохо, а обратить внимание управленца на эту пресуппозицию, с тем, чтобы он учитывал ее при формировании гипотез и решений и знал в чем эта пресуппозиция может его ограничивать. Т. е. трекер может еще помочь управленцу увидеть его пресуппозиции в части бизнеса с тем, чтобы управленец понимал, как они могут влиять на его бизнес.

Конечно, большинство управленцев одиноки в своем управлении бизнесом — т. е. они находятся в состоянии думания один на один с собой и выработки каких-то решений основываясь на том, что они видят и что думают по этому поводу. Можно и дальше продолжать такую практику. В конце концов, многие бизнесы стали успешными и без трекеров.

Но гораздо эффективнее думать с трекером или как еще говорят «об трекера». Ведь это тренирует критическое мышление, и управленец начинает видеть свой бизнес, ситуацию и проблемы, а также возможности с разных, порой неожиданных, сторон.

В эпоху негатива к инфоцыганству трекеров часто мешают в эту же кучу. Я и сама часто сталкиваюсь с негативными высказываниями тех, кто или очень поверхностно или ничего не знает об этой профессии. Трекеры — определенно продукт информационных услуг. Но главное отличие трекеров в том, что они не занимаются обучением и наставничеством. Даже обладая насмотренностью и экспертизой в разных областях, трекер отгружает ее клиенту только по запросу. Основная задача трекера дать управленцу возможность максимально быстро добежать до интересующих его целей, обеспечивая процесс и фокус!

Да и зачем трекеру учить управленца? К трекеру приходят чаще всего очень осознанные предприниматели, которые понимают необходимость изменений, улучшений, действий. Им не нужны готовые решения, они сами высоко образованные опытные люди. Им нужно совершенно другое — фокус, четкое видение, эффективность, быстрота, минимум затрат ресурсов, непрерывное развитие.

Бессмысленно рассчитывать, что трекер скажет, что делать или даст готовый трек. Это про кого-то другого, а не про трекера. Да и опытные управленцы никогда не доверят формирование трека кому-то со стороны. Это, как минимум, безответственно.

Как же понять, нужна ли вам работа с трекером или нет?

Я часто приглашаю предпринимателей на встречу-знакомство, на которой популяризирую методику и рассказываю, чем трекер может быть полезен конкретно их бизнесу.

Очень хорошо методика демонстрируется на примере диагностической сессии, на которой трекер и управленец разбирают текущую ситуацию в бизнесе, запрос на улучшение, цели, диагностируют ограничения и формируют стратегию быстрого преодоления этих ограничений. По итогу такой совместной работы формируется пул гипотез, которые приземляются на конкретный план действий уже в рамках первого недельного спринта. По итогу диагностики этот план и забирает себе и своей команде в работу управленец.

Я провожу диагностические сессии для управленцев. Это способ не только предварительно познакомиться и установить контакт, но и синхронизироваться и даже получить первый результат. Конечно, контакт между трекером и управленцем очень важен и бывает так, что не удается завязать совместную работу, не найдя такой контакт. И это нормально, все мы разные.

Если у вас есть запрос на улучшение результатов бизнеса или вы хотите амбициозного скачка в результатах вашего бизнеса — приходите на диагностическую сессию. Посмотрите на методику, разберетесь в текущих ограничениях, сделает сборку гипотез и план на их основе.

А дальше уже вам решать, хотите ли вы, чтобы трекер был рядом и помогал вам в решении бизнес- задач или вы хотите продолжить дальше улучшения самостоятельно.

Небольшое P.S.

Делать много — не значит делать эффективно. Часто управленцы страдают гиперзагрузкой связанной с тем, что они интуитивно пытаются проверить множество гипотез. Но когда в них нет фокуса и они не опираются на преодоление конкретных ограничений, эти гипотезы не приносят результата (или не приносят ожидаемого результата) и облегчения бизнесу и управленцу.

И еще — трекеры стоят дорого. Это оправдано их вкладом в результаты бизнеса и с лихвой окупается прибылями, которые начинает наращивать бизнес.

Анна Боровая
Анна Боровая
Бизнес-трекер, сертифицированный ФРИИ, 1000+ часов личной трекерской практики, маркетолог-стратег с опытом более 22 лет, международная ЕМС степень в маркетинге, спикер ОЭЗ Иннополис, СПБГЭУ, Мой Бизнес, старший трекер Агентства Инноваций Москвы. Профайлер-верификатор. За счет маркетинга повысила выручку компаниям на 340+ млн. руб.

Материалы по теме

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя

Подписаться на рассылку

Свежие материалы